Информация по самоспасателям

Информация для государственных и муниципальных заказчиков, осуществляющих закупку товаров — самоспасателей фильтрующих и (или) изолирующих для эвакуации людей при пожаре.

Вводная часть

В настоящее время в организациях здравоохранения, учреждениях социальной защиты и образования проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня пожарной защищенности подведомственных объектов. Одним из направлений данной работы является оснащение объектов социальной и общеобразовательной сферы первичными средствами обнаружения, оповещения (пожарной сигнализации), тушения пожара (пожарные рукава, огнетушители и т.д.) и средства защиты органов дыхания (самоспасатели), обеспечивающие эвакуацию людей при пожаре.

Как правило, финансирование противопожарных мероприятий производится за счет бюджетных средств, выделяемых на пожарную безопасность органами власти субъектов Российской Федерации, для подведомственных объектов социальной сферы конкретной территории или за счет средств федерального бюджета из финансирования, направленного на пожарные мероприятия в учреждения федерального подчинения.

Цель

Учитывая практику материалов Федеральной антимонопольной службы, решений арбитражных судов Российской Федерации по процедурам проведения аукциона и запроса котировок на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасателей), предназначенных для эвакуации людей при пожарах, необходимо довести до заинтересованных лиц некоторые требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), в целях оказания возможной практической помощи.

Требования Закона о контрактной системе:

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Кроме того, в п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что при описании в документации объекта закупки Заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В Российской Федерации обязательные требования для средств индивидуальной защиты, используемых при пожаре, устанавливаются в Федеральном законе от 22 июля 2008 года №123 — ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; (далее — Технический регламент).

В соответствии с ч. 4 ст.45, ч. 1, 7, ст. 146 Технического регламента, все самоспасатели, предназначенные для защиты людей при пожаре, являются объектами обязательной сертификации в области пожарной безопасности. По результатам проводимых испытаний в рамках обязательной сертификации выдается сертификат о соответствии требованиям Технического регламента, который подтверждает соответствие данного товара требованиям Технического регламента.

Кроме того, в настоящее время обязательными регламентирующими документами для средств индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасатели фильтрующие и изолирующие) являются:

  • ГОСТ Р 53261-2009 — Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее — ГОСТ Р 53261-2009);
  • ГОСТ Р 53260-2009 — Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие с химически связанным кислородом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний. (далее — ГОСТ Р 53260-2009), которые введены в перечень общеобязательных стандартов распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 304-р во исполнение требований Технического регламента.

Уведомляем, что установление в документации о закупке требований о соответствии самоспасателей другим стандартам (добровольные ГОСТ) нарушает требования ст. 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, в соответствии со ст. 19 Федерального закона — О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ недопустимо принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.

Часто при описании объекта закупки Заказчиками указывается требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Сообщаем, что санитарно-эпидемиологические заключения отменены (Письмо Роспотребнадзора № 01/9646-0-32 от 29.06.2010 «О вступлении в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам»). Вместо них для продукции одиннадцати наименований действуют требования обязательной государственной регистрации. Для продукции не входящей в этот перечень (в том числе самоспасатели фильтрующие, самоспасатели изолирующие) основным документом, свидетельствующим о качестве, является сертификат соответствия требованиям Технического регламента (ГОСТ Р 53261-2009, ГОСТ Р 53260-2009). При сертификации продукция проверяется на соответствие всех требований, в том числе и требований к безопасности ее применения.

Вывод:

  1. При описании объекта закупки Заказчик должен руководствоваться требованиями, установленными в Федеральной законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральном законе от 22 июля 2008 года №123 — ФЗ — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
  2. При закупке самоспасателей фильтрующих необходимо устанавливать требования к характеристикам товара в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009.
  3. При закупке самоспасателей изолирующих необходимо устанавливать требования к характеристикам товара в соответствии с ГОСТ Р 53260-2009.
  4. Указание в объекте закупки иных стандартов недопустимо и влечет за собой ограничение количества участников и нарушению ст. 33 Закона о контрактной системе.
  5. Указание в объекте закупки требований о наличии санитарно-эпидемиологического заключения не требуется в связи с их отменой.